МАТЕРИАЛЫ о ЛИТЕРАТУРНЫХ МУЗЕЯХ  МОСКВЫ

УВИДЕТЬ
 

ЛИТОКНА

 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33 34  35  36  37 

Литературные музеи

 

Крюкова О. С.

д.ф.н., зав. кафедрой словесных искусств, Факультет искусств МГУ

florin2002@yandex.ru

ФЕНОМЕН ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ: ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Ключевые слова: культура, литературный музей, литературный регион, литературная география, региональная идентичность.

Keywords: culture, literary museum, literary region, literary geography, regional identity.

Литературный музей - социокультурный феномен, транслирующий культурный опыт; это один из институтов памяти, призванный увековечить наследие писателя в истории того или иного региона. Мемориальная функция - основная, но не единственная для литературного музея, который сохраняет и показывает «не столько то, что литература есть, сколько «быт писателя», в котором она рождается» [4, с. 181]. В России история создания собственно литературных музеев начинается со второй половины XIX в.: «Литературные музеи, появившиеся в конце XIX - начале ХХ в., хотя и были единичны, но могли служить подтверждением начинавшего набирать силу процесса мемориализации. На начальном этапе он не был напрямую связан с созданием музеев, а скорее означал признание права на память и почитание» [5, с. 108]. Так, при Александровском Лицее в Царском Селе в 1879 г. была открыта Biblioteka Pushkiniana, которая через десять лет была преобразована в музей. То есть увековечение памяти писателя начиналось с его мемориа-лизации, что вначале не всегда принимало форму музея. Мемориальная доска, библиотека, именная стипендия, бюст писателя (барельеф, памятник - в некоторой перспективе) - все это первичные формы мемориализации, а собственно литературный музей - уже следующий этап ее: «Становление литературных музеев началось со стремления увековечить память о человеке, сохранив в неприкосновенности обстановку и атмосферу его дома или рабочего пространства, т.е. с мемориального музея» [7, с. 20]. Принцип аутентичности в литературном музее не всегда возможно соблюсти: как правило, подлинность личных вещей писателя, дома, квартиры, утвари и т.п. сохраняется при том условии, если музей был создан «сразу после события или жизни персоналии» [7, с. 20], как в случае Ясной Поляны или Дома Гёте в Веймаре.

В конце ХХ - начале XXI в. литературные музеи могут отходить от мемориальной составляющей и становиться музеями-метафорами (музей В.В. Маяковского в Москве) или музеями, посвященными литературному произведению (музей романа «Братья Карамазовы» в Старой Руссе). Исследователи выделяют также особый тип музея, посвященный «общему процессу развития литературы в историческом контексте», - историко-литературный [7, с. 20].

Функции музея (и, в частности, литературного музея) постоянно расширяются: «В настоящее время музей выступает в роли не только традиционного «хранителя» культурного наследия, непосредственно коммуницирующего с обществом, но и важного элемента изменяющейся социокультурной среды современного города, региона» [8, с. 194]. В этом качестве литературный музей становится одним из компонентов региональной идентичности. Так, Нижний Новгород, в период с 1932 по 1990 гг. именовавшийся городом Горьким, и сегодня воспринимается прежде всего как город, связанный с жизнью и творчеством Максима Горького. Помимо былого названия, памятников Горькому, мемориальных досок в его честь, а также горьковской топонимики, репрезентации региональной идентичности способствует Государственный ордена Почета музей А.М. Горького в Нижнем Новгороде, включающий три музейных объекта: Музей-квартиру, где реализуется историко-бытовой подход, Литературный музей (открыт в 1928 г.), который, задуманный и успешно функционировавший как историко-литературный, в настоящее время концептуально тяготеет к типу музея-метафоры, и Домик Каширина, музей детства М. Горького (открыт в 1938 г.), соединяющий историко-бытовой принцип с концепцией музея литературного произведения (первой части автобиографической трилогии М. Горького - «Детство»). Помимо музейного комплекса в Нижнем Новгороде, существуют также два музея М. Горького в Москве (музей в ИМЛИ РАН и музей-квартира А.М. Горького), а также литературно-мемориальный музей М. Горького в Казани, что, отражая реальные факты биографии писателя, свидетельствует и о репрезентации национальной идентичности, поскольку масштаб личности и творчества Горького не ограничивается Нижним Новгородом. Максим Горький - это писатель общенационального и мирового уровня, чье 150-летие было ознаменовано весьма представительной по составу отечественных и зарубежных участников конференцией «Мировое значение М. Горького» (27-30 марта 2018 г.). Его связи с Италией, мемориализация и музеефикация памяти о его пребывании в Неаполе и Сорренто являются рецепцией общеевропейской идентичности. Аналогичным могут быть рассуждения о литературных музеях И. С. Тургенева в Орле, в усадьбе Спасское-Лутовиново, в Москве и Буживиле (Франция); о музеях Ф.М. Достоевского в Москве, Санкт-Петербурге, Даровом, Старой Руссе, Семипалатинске (Казахстан) и т.п.

Вернемся к литературной географии Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Биография писателя - фактор, меняющий как границы литературного региона [1], так и рамки регионального туризма. Например, при участии

Государственного ордена Почета Музея М. Горького в Нижнем Новгороде был разработан новый туристический межрегиональный маршрут, частично повторяющий странствия писателя «по Руси».

Литературный регион не всегда совпадает с административными границами географического региона, но преобразует региональную идентичность в общенациональную. Нижегородский край связан не только с писателем Максимом Горьким, но и с А.С. Пушкиным. Музей-заповедник «Большое Болдино» находится на территории Нижегородской области, в самом Нижнем Новгороде есть его филиал - память о посещении Пушкиным Нижнего Новгорода. Географические истоки «всемирной человечности» Пушкина - в Болдине, где были написаны «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина», персонажам которых посвящен специальный музей - музей литературных героев «Повестей Белкина», открытый в селе Львовка (9 км от Большого Болдина) в 2005 г.

Таким образом, музеи Горького и Пушкина в Нижнем Новгороде и Нижегородской области выполняют не только функцию мемориализации и музеефикации памяти о великих писателях - они являются средством репрезентации и региональной, и национальной, и даже общеевропейской идентичности.

Однако литературная география Нижегородского края не ограничивается именами Пушкина и Горького. В Нижнем Новгороде родился и учился в духовной семинарии будущий литературный критик Н.А. Добролюбов, которому посвящен литературный музей историко-бытового плана, в городе Арзамасе Нижегородской области прошло детство советского писателя Аркадия Гайдара, а в районном центре Семенове Нижегородской области родился советский поэт Борис Корнилов. Память об этих писателях также увековечена в литературных музеях, которые являются маркерами региональной идентичности. На очереди - создание в Нижнем Новгороде музея писателя Е.Н. Чирикова, который пока не имеет постоянного адреса и существует благодаря усилиям потомков писателя.

Литературные музеи, дополняя свои социокультурные функции, вносят определенный вклад и в региональную экономику, становятся субъектом и объектом событийного туризма (Блоковский день поэзии в Шахматове, фестиваль искусств «Над миром Болдинская осень» в Нижегородской области и т.п.): «отвечая на вызовы современности, музею приходится изменяться, встраиваться в динамику развития региона, расширять свои границы за пределы экспозиционных форм работы, предоставлять свои ресурсы для креативного самовыражения современных людей с учетом региональной специфики» [8, с. 194].

Маркером региональной идентичности в конце ХХ в. стало также создание «новых музеев, посвященных истории литературы определенного региона» [5, с. 110]. В качестве примера музеев подобного типа можно привести Музей писателей-орловцев (1957) и Объединенный музей писателей Урала (1980). Их созданию способствовали «расцвет литературного краеведения, инициативы деятелей культуры на местах» [5: с. 110]. Литературное краеведение оперирует такими понятиями, как «провинциальный текст», «нижегородский текст», «орловский текст» и т.п., что восходит к «петербургскому» и «московскому» текстам в русле идей московско-тартуской семиотической школы. Подобные литературоведческие исследования провинциального текста русской литературы подводят научный фундамент к существованию различных литературных музеев.

Итак, литературные музеи выполняют не только мемориальные, социокультурные, воспитательные, просветительские, рекреационные, но и экономические функции, являясь маркером региональной идентичности, которая может, в зависимости от масштаба личности и творчества того или иного писателя, сочетаться с национальной и даже общеевропейской идентичностью.

Список литературы

1. Калуцков В.Н., Морозова М.М. Литературный регион и вопросы его изучения // География искусства: расширение горизонтов: сборник статей. - М.: ГИТР, 2019. - С. 15-25.

2. Климов Л.А. Воображение как припоминание: феномен прошлого в литературном музее // Вопросы музеологии. 2010. - № 1(1). -С. 9-18.

3. Кузькин Д.С. История создания литературных музеев в России // АСТиАЬБСШКСЕ. 2016. - Т. 2, № 2. - С. 12-13.

4. Майоров А.В., Климов А.В. Литературные музеи - хранители нематериального культурного наследия // Вестник СПбГУ. Сер 2: История. 2011. - Вып. 4. - С. 181-182.

5. Мастеница Е.Н. Литературные музеи России: генезис и эволюция // Вестник СПбГУКИ. 2017. - № 2 (31), июнь. - С. 108-111.

6. Мастеница Е.Н. Литературный музей как модус современной культуры // Вестник СПбГУКИ. 2017. - № 3 (32), сентябрь. -С. 88-90.

7. Новохатько К.И. Художественно-экспозиционные концепции российских литературных музеев: формирование и эволюция // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГАХА. 2014. - № 1. - С. 19-32.

8. Родина И.В. Литературный музей как способ описания социокультурного пространства // Человек в мире культуры: культурологическое описание территории. Материалы Х Международного философско-культурологического симпозиума / Отв. ред. А.В. Соловьев. 2015. - С. 194-197.

 

 

Государственный музей Александра Сергеевича Пушкина — московский музей, посвящённый российскому поэту Александру Пушкину.

Государственный музей Льва Николаевича Толстого — государственный литературный музей, посвящённый памяти писателя Льва Толстого. Основан в 1911 году членами Толстовского общества. С 1920 года музей располагается в бывшем особняке Лопухиных-Станицкой, построенном в 1817—1822 годах в стиле ампир архитектором Афанасием Григорьевым

Московский государственный музей Сергея Есенина — музей, посвящённый жизни и творчеству поэта Сергея Есенина. Расположен в доме № 24 по Большому Строченовскому переулку, где поэт проживал и был прописан с 1911 по 1918 год. Здание сильно пострадало во время пожара 1992 году, однако было заново отстроено в 1994-м. Открытие музея состоялось в 1995-м в честь 100-летия со дня рождения поэта.

Государственный музей В. В. Маяковского/Открытый для посетителей 15 октября 1938 года на Таганке, в переулке Маяковского (бывший Гендриков переулок) в доме № 15/13, в 1974 году музей был перемещен в проезд Серова (ныне Лубянский проезд).

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.

Insert a long beautiful story about your business and how it has started. Tell about your team members and write an article about the Founder of this business. Insert your own photos, so customers can learn about you more and trust you.

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.